Смерть 'Боинга' на Украине: кому проводить расследование

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) предложил сделать международную комиссию для расследования катастрофы «Боинг 777» авиакомпании Malaysia Airlines, сбитого над Восточной Украиной в четверг.

Специалисты МАК, авиационного регулятора СНГ со штаб-квартирой в Москве, считают, что расследование событий катастрофы обязано проводиться под эгидой Интернациональной организации гражданской авиации (ИКАО).

Как поведал Российской службе Би-би-си заместитель председателя комитета Сергей Зайко, у МАК пока нет никакой официальной инфы не только лишь о расследовании, да и о самом авиационном происшествии. Готовность выслать представителей МАК на место падения самолета, по его словам есть, но это может быть только опосля принятия решения о формировании комиссии с определением всех участвующих сторон, стран и организаций.

«Это разъясняется необходимостью объективного расследования, чтоб сделать результаты расследования достоянием гласности и снять все вопросцы о доверии к приобретенным результатам. Расследование обязано проводиться в согласовании с приложением 13 к Чикагской конвенции о интернациональной гражданской авиации. Это международные правила, и тут никаких вопросцев быть не может. Такие прецеденты уже бывали по особо громким делам, когда представители ИКАО участвовали в расследованиях», - говорит Зайко.

Межгосударственный авиационный комитет, учрежденный в декабре 1991 года, является исполнительным органом и занимается расследованиями авиационных происшествий на местности Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины.

Евросоюз ранее призвал все стороны обеспечить полный доступ профессионалов к месту крушения и настоящее сотрудничество. Сепаратисты, контролирующие местность падения малайзийского аэробуса в Донбассе, согласились предоставить доступ к месту катастрофы и гарантировать сохранность членам интернациональной комиссии профессионалов.

Сепаратисты также гарантировали безопасный доступ к месту катастрофы для наблюдателей ОБСЕ, членов украинской государственной комиссии по расследованию происшествия и согласились сотрудничать с властями Украины по всем практическим вопросцам, связанным с расследованием.

Пассажирский «Боинг 777» упал поблизости населенного пт Снежное приблизительно в 18:00 по местному времени (15:00 по Гринвичу). В итоге катастрофы погибли все находившиеся на борту - 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Аналогии с самолетом Качиньского

Глава российского федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько заявил накануне, что Украине следует согласиться с тем, чтоб авиакатастрофу под Донецком расследовал МАК с ролью заинтересованных сторон.

Но председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов сослался на то, что ответственность за расследование обстоятельств авиакатастрофы малайзийского «Боинга» лежит на Украине, как на государстве, на местности которого она произошла.

Основной редактор журнальчика «Авиасоюз», участник ряда расследований авиапроисшествий Илья Вайсберг в интервью Российской службе Би-би-си говорит, что МАК не самоустраняется, а только пробует избежать вероятных упреков в субъективности.

«Дело в том, что хоть какое его заключение, как и в случае с самолетом польского президента, не будет на 100 процентов вызывать [доверие], постоянно могут его упрекнуть в некий субъективности. Все-же он находится на местности России. Если б эта трагедия была связана лишь со странами постсоветского места, то, наверняка, главенствующая роль была бы у таковой региональной структуры, как МАК. Расследование обязано быть полностью открытым», - считает Вайсберг.

В случае с катастрофой польского борта №1 в Смоленске, о которой упомянул Вайсберг, расследование проводил конкретно МАК. Польская сторона не раз винила Россию в затягивании расследования и причастности к смерти самолета, на борту которого находились 6 человек, включая президента Польши Леха Качиньского.

В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах расследования, согласно которому конкретной предпосылкой крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недочеты в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Передача «черных ящиков»

По словам экс-заместителя министра гражданской авиации СССР Олега Смирнова, основное, чтоб расследованием катастрофы на местности Украины занимались мастера, а не «продажные политики».

«Эта трагедия обязана расследоваться, как и все другие катастрофы - быстро, кропотливо, мастерски и независимо. Ежели самописцы найдены, практически через некоторое количество дней мы будем иметь полную, объективную картину происшедшего», - убежден Смирнов.

Судьба «черных ящиков» малайзийского лайнера сейчас не ясна.

Через несколько часов опосля крушения самолета сепаратисты заявили, что бортовые самописцы ими обнаружены и будут переданы на экспертизу в МАК.

Но министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в пятницу сказал, что Москва отрешается забирать «черные ящики».

«Это дело ИКАО», - заявил он в интервью телеканалу «Россия 24».

Меж тем днем в пятницу советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко заявил, что украинская разведка сказала о вероятной передаче «черных ящиков» сотрудникам ФСБ России на одном из КПП Луганской области.

«Это будет еще одним подтверждением наигрубейшего нарушения Путиным интернациональных правил расследования авиакатастроф. Но ведь ему опосля катастрофы польского президентского самолета не впервой», - написал Геращенко на собственной страничке в Facebook.

Не считая того, как утверждает советник главы МВД Украины, ночкой сепаратисты вывезли на местность России зенитно-ракетную установку «Бук», из которой типо и была запущена ракета.

Российский правозащитник, глава центра «Сова» Александр Верховский считает, что «черные ящики» нужно передать группе ОБСЕ, которая уже имеет мандат на воплощение военного наблюдения от Украины и России.

«Нет никаких легитимных обстоятельств не сделать это. Это было бы решением, если у виноватых не хватает мужества хотя бы переложить вину на косорукость собственных стрелочников», - написал член президентского Совета по правам человека на собственной страничке в Facebook.

Почему молчит ПВО?

Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов утверждает, что самолет Malaysia Airlines летел в зоне, которая напичкана радиолокационными установками. Тем удивительнее, по его словам, отсутствие явных свидетельств попадания в лайнер ракеты.

«С нашей [российской] стороны всё это дело выслеживает ПВО. Каждый парящий предмет, каждый пуск хоть какой ракеты. Пока ни 1-го слова от нашего ПВО мы не услышали. Ежели не было пуска ракет, они должны так и огласить, что не следили этого. Спутники, которые тоже все это дело фиксируют, молчат, - говорит Смирнов, - А не было ли теракта снутри? Никакой связи от экипажа не последовало. Взрыв постоянно приметен для тех, кто расследует происшествия, как и взрыв ракеты - тоже тривиальный факт, но все это просит доказательств».

Авиатор с 30-летним стажем Илья Вайсберг убеждает, что «черные ящики» полностью точную картину того, что вышло, отдать не сумеют.

«Бортовые самописцы могут подтвердить либо не подтвердить работоспособность систем самолета, так как на теоретическом уровне версия о каком-то отказе либо взрыве на борту не отметается. То, откуда конкретно попала ракета, наверняка, уже вопросец не самописцев, а современных средств спутникового слежения», - считает эксперт.

Авиакомпания Malaysia Airlines сказала, что самолет, который потерпел крушение над Донбассом, был исправным и проходил техосмотр 11 июля в аэропорту Куала-Лумпура. В компании также сказали, что маршрут, по которому летел лайнер, был охарактеризован ИКАО как безопасный.

По данным издания The Wall Street Journal, южноамериканская разведка установила, что самолет авиакомпании Malaysia Airlines был сбит ракетой класса «земля-воздух». Но пока не установлено, какая из сторон конфликта, продолжающегося на местности Украины, выпустила зенитную ракету.